Акции грузинского телеканала «Рустави 2» частично заморожены после иска его учредителей

23 октября 2019
Давит Двали и Джарджи Акимидзе. Фото: Rustavi2.info.

Тбилисский городской суд заморозил 60% акций телеканала «Рустави 2» после обращения основателей канала Давита Двали и Джарджи Акимидзе. Они годами заявляли, что правительство в 2004 году заставило их продать свои акции, и требовали вернуть им право собственности.

«Рустави 2» в настоящее время принадлежит Кибару Халваши, который ранее владел каналом в 2004–2006 годах.

Право собственности было возвращено ему после постановления Верховного суда Грузии от 2017 года о том, что правительство вынудило его продать свои акции. Передача права собственности была приостановлена Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), на время рассмотрения апелляции, однако в июле 2019 года суд постановил, что передача в рамках закона.

Предыдущий директор «Рустави 2» Ника Гварамиа предупредил, что Халваши изменит редакционную политику канала в пользу правительства. Под руководством Гварамиа, который прежде занимал разные посты в правительстве бывшей правящей партии «Единое национальное движение» (ЕНД), «Рустави 2» был главным оппозиционным телеканалом в Грузии.

После того, как Халваши вернул себе право собственности, многие видные журналисты были уволены из «Рустави 2» или уволились сами, причем многие присоединились к новой платформе, основанной Гварамиа, под названием «Мтавари Архи» («Главный канал»).

[Читайте подробности на OC Media: «Рустави 2» увольняет главу отдела новостей и объявляет, что последуют дальнейшие увольнения]

Третий истец

После подачи иска в понедельник Двали сказал: «Основная битва начинается сейчас, мы будем сражаться до конца».

«Я уверен, что мы преодолеем все этапы этого пути. Независимо от того, кто победит, мы или оппоненты, решение будет обжаловано».

Он добавил, что они лишь попросили заморозить акции компании, чтобы избежать обвинений в том, что они пытаются создать финансовые проблемы для руководства «Рустави 2».

«Активы и счета свободны. Были заблокированы только те акции, которые мы считаем своими. Поэтому «Рустави 2» не может обвинить нас в том, что мы создаем финансовые проблемы», — сказал Двали.

Их адвокат Каха Кожоридзе сказал, что они сделали это, чтобы предотвратить продажу этих акций.

Паата Салиа, нынешний директор «Рустави 2», заявил в понедельник, что замораживание акций не нанесет ущерба каналу, поскольку заморожены только акции, а не собственность компании.

Он сказал, что Кибар Халваши продолжает инвестировать в канал, и добавил, что они решат, как ответить на апелляцию, как только получат документы из суда.

Менее чем через месяц после того, как ЕСПЧ позволил Кибару Халваши стать владельцем канала, он объявил, что намерен продать его. В августе он заявил, что компания находится на грани банкротства и что он не смог спасти ее от финансового краха. Он выставил ее на аукцион, но он не состоялся, потому что никто не изъявил желания ее купить.

После объявления Халваши о продаже «Рустави 2» адвокат Двали и Акимидзе предупредил потенциальных покупателей о том, что их нельзя считать «добросовестными приобретателями».

Другим лицом, оспаривающим право собственности на канал, была Иа Кицмаришвили, жена еще одного его основателя. 12 июля она обратилась в суд с требованием передать ей 30% акций компании.

[О намерении Халваши продать «Рустави 2» читайте подробнее на OC Media: Кибар Халваши продает «Рустави 2»]

«Такой абсурд»

Через несколько дней после того, как Халваши возвратили «Рустави 2», Иракли Окруашвили, бывший министр обороны и бывший союзник Михеила Саакашвили, заявил, что реальным владельцем «Рустави 2» является он. По его словам, правительство Саакашвили использовало Халваши в 2004 году в качестве формального посредника.

21 июля Двали поделился с прессой информацией, поданной им как показания, данные Окруашвили в ходе расследования прокуратурой в 2014 году факта «незаконного присвоения» акций «Рустави 2».

Тогда Окруашвили показал, что основатель партии «Единое национальное движение» (ЕНД) и бывший президент Грузии Михеил Саакашвили (в 2004–2013 гг.) и его близкие союзники, Зураб Адеишвили и Иване Мерабишвили, составили заговор с целью оказания давления на Акимидзе и Двали, чтобы те отказались от своих акций канала.

Адвокат Двали и Акимидзе заявил, что намерен использовать собственные слова Халваши против него.

«Халваши сказал, что он узнал от Мерабишвили, Адеишвили и Окруашвили, что «Рустави 2» продается за 7 млн. долларов. [Он сказал, что отдал] 1,2 млн. долларов Ираклию Окруашвили и 4 млн. долларов Адеишвили», — сказал Кожоридзе.

Он сказал, что это такое доказательство, на которое ни один суд не сможет закрыть глаза.

«Когда человек говорит, что он честный покупатель, который купил частную компанию, но заплатил деньги министру внутренних дел, это настолько абсурдно, что не только грузинский суд, но даже суд в самой обделенной демократией стране не сможет признать такую сделку законной», — сказал Кожоридзе «Мтавари архи».

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас