«Газпром‑медиа» начинает вещание в Грузии

13 апреля 2018
(kommersant.ru)

Крупнейший российский медиахолдинг «Газпром-медиа» заявил о начале вещания в Грузии. Петиция, призывающая регулятор Грузии запретить оперирование компании в стране, собрала более 3 000 подписей. Люди назвали этот шаг частью «российской гибридной войны против Грузии».

Как сообщает «НТВ-Плюс» зрителям будут предложены на выбор два пакета каналов: в первый вошли около 50 спутниковых каналов российского и зарубежного производства, во второй — свыше 90.

Во вторник дочерняя компания «Газпром-медиа», «НТВ-Плюс», объявила о начале вещания в Грузии. Компания получила лицензию на вещание в 2016 году, подтвердил государственный регулятор, Национальная комиссия по коммуникациям Грузии (GNCC).

На основе этой лицензии ему было разрешено транслировать телеканалы в Грузии. Однако теперь GNCC утверждает, что «НТВ-Плюс» должен зарегистрироваться в бизнес-реестре Грузии, иначе их лицензия будет аннулирована.

«Социальная миссия»

После начала вещания «НТВ-Плюс» станет первым отечественным оператором цифрового и спутникового телевидения, который будет осуществлять деятельность за пределами Российской Федерации под собственным брендом, заявляют в компании. Ее каналы уже доступны в пакетах грузинских кабельных сетей.  

Генеральный директор «НТВ-Плюс» Михаил Демин заявил, что «географическая экспансия» является одним из стратегических приоритетов компании. Он отметил, что рассматривает начало вещания в Грузии «не только как бизнес‑кейс», а еще как «социальную миссию».

Уважаемый журналист и преподаватель Тбилисского государственного университета Натиа Купрашвили рассказала «Либерали», что выход «НТВ-Плюс» на грузинский рынок является «чисто политическим решением», и «понятное дело, не имеет ничего общего с коммерческими интересами».

Она добавила, что это «тревожный» сигнал, учитывая, что «согласно данным, часть (негрузиноязыного наседения) Грузии смотрит иностранные каналы, большинство из которых являются российского производства».

Тамара Кинцурашвили из НПО Фонд развития СМИ заявила, что запрет оперирования «НТВ-Плюс» в Грузии не решит проблему «российской пропаганды». В интервью «Либерали» она пояснила, что главное — установление правительством правильной, противостоящей российской пропаганде, стратегии. Она считает, что вещание каналов «НТВ-Плюс» в Грузии не представляет новой опасности, поскольку они уже транслируются в стране.

«Учитывая тот факт, что мы живем в эпоху цифровых технологий, запрет не сможет решить проблему, потому что каналы все равно будут доступны. Запретный плод всегда слаще, поэтому здесь важна государственная стратегия по борьбе с этими попытками России. Стратегический план коммуникации должен быть не только на бумаге, но и воплощаться в жизнь», — говорит она.

Кинцурашвили добавляет, что правительству следует прекратить оказывать финансовую поддержку грузинским СМИ, распространяющим российскую пропаганду.

Согласно исследованиям за 2015 год, проведенным по заказу GNCC, из 2 700 опрошенных по всей стране, почти половина (47,7 процентов) заявили, что ежедневно смотрят зарубежные телеканалы. Самыми популярными из них оказался НТВ, принадлежащий «Газпром-медиа», и отчасти принадлежащий государству «Первый канал» .

Купрашвили согласна, что регулирование или запрет российских телеканалов «не решит проблему полностью». По ее словам, тот сегмент населения, который получает информацию от этих источников, продолжит это делать с помощью «пиратских спутниковых сетей».

«Политизирование неприемлемо»

В своем заявлении «НТВ-Плюс» отметили, что они сотрудничают с местной компаний «Медиа группа», которая является  «эксклюзивным дистрибьютором», более 20 каналов холдинга.

Генеральный директор «Газпром‑медиа» Дмитрий Чернышенко отметил, что «Медиа группа» обладает «уникальным опытом в области производства, доставки и дистрибуции», создавая тем самым «предпосылки для успешного сотрудничества».

«Медиа группа» была зарегистрирована в Грузии в сентябре 2017 года. Она принадлежит двум гражданам Грузии: Давиду Накашидзе и Гульнаре Хечошвили. Накашидзе, который контролировал 100 процентов компании, передал половину своих акций Хечошвили в декабре прошлого года. Накашидзе был директором WiMAX Georgia, дочерней компании Silknet, до января 2018 года.

После разразившейся шумихи в СМИ, «Медиа группа» заявила о «неприемлемости» политизирования новости о вещании «НТВ-Плюс» в Грузии.

Они утверждают, что на данный момент в стране более 300 000 человек пользуются нелегальными сервисами, из-за чего страна теряет около 1,5 миллионов долларов США в месяц.

«Наша компания стремится сделать рынок более здоровым и предоставляет легальную продукцию нашим пользователям, а доход от услуг останется в Грузии <...>. Следует отметить, что наши каналы транслируют все крупные кабельные компании страны», — говорится в заявлении «Медиа группы».

НТВ был основан в 1993 году Владимиром Гусинским. В начале 2000 года он продал компанию «Газпрому» и бежал из России из-за критики правительства в начале первого президентского срока Владимира Путина, сообщает Reuters.