«Рустави 2» увольняет главу отдела новостей и объявляет, что последуют дальнейшие увольнения

22 августа 2019
(Мари Никурадзе/OC Media)

Руководитель отдела новостей телекомпании «Рустави 2» Нодар Меладзе и четыре видных журналиста канала будут уволены, заявил во вторник недавно назначенный директор канала Паата Салиа.

После того, как Кибар Халваши, по решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), восстановил право собственности на «Рустави 2», журналисты заявили, что опасаются, что редакционная независимость канала будет поставлена под угрозу, несмотря на то, что Халваши обещал обратное.

Паата Салиа, новый директор телеканала, объявил об этом решении на брифинге для прессы, где заявил, что Меладзе и другие журналисты, в том числе Нанука Жоржолиани, Эка Квеситадзе, Гиорги Лаперашвили и Гиорги Габуниа, будут уволены.

«Мы знаем, что есть несколько человек, которые мешают и будут мешать нормальным, профессиональным отношениям владельца [Рустави 2] с ними [журналистами канала]. Средствах массовой информации сообщают, что некоторые журналисты, работающие в настоящее время на канале, собираются подать апелляцию, чтобы отменить решение ЕСПЧ», — сказал Салиа.

«Мы думаем, что эти люди не могут здесь работать», — добавил он.

Некоторые из уволенных журналистов заявили, что устроятся работать на «Главный канал», новый канал, основанный бывшим директором «Рустави 2» Никой Гварамиа.

Группа журналистов «Рустави 2», опасаясь, что новый владелец станет вмешиваться в редакционную политику, предложила заключить контракт с Халваши, в котором он пообещал бы журналистам независимость редакции. Тот отказался.

На брифинге во вторник Салиа говорил о независимости редакции и сказал, что руководитель отдела новостей Нодар Меладзе не может ее гарантировать.

«Я не верю, что один человек может гарантировать это, вы — гарантия вашей свободы слова, — сказал Салиа. — Если вы думаете, что не можете сделать это без Меладзе, вы должны принять решение самостоятельно, но никто не будет вмешиваться в вашу работу».

Он также рассказал о возможной преемнице Меладзе, сообщив, что на эту должность претендуют несколько человек, в том числе Нино Шубладзе, покинувшая «Рустави 2» в 2014 году. Ранее Шубладзе руководила отделом новостей, а также работала заместительницей директора канала.

Призыв переходить в лагерь противника

Ника Гварамиа призвал журналистов уходить из «Рустави 2» и переходить работать на его новый канал.

«Те, кто остаются, служат узурпатору [председателю правящей партии «Грузинская мечта» Бидзине Иванишвили]. Здесь не требуется пояснений. Жду вас на «Главном канале»», — написал Гварамиа в Facebook вскоре после брифинга Салиа.

Меладзе сказал, что перед брифингом его вызвали в кабинет Салиа, где уведомили о том, что уволить его было решением Халваши.

Также он рассказал, что через две недели после того, как Халваши завладел каналом, к нему подошли два человека, личности которых он не раскрыл, поверенные Бидзины Иванишвили. Он сказал, что ему предложили сохранить свою должность в обмен на выполнение редакционной политики по кое-чьему заказу.

«Мне нужно было бы консультироваться [о том, как освещать] темы с определенным человеком, и планировать все согласно его решению», — сказал Меладзе. — Глава отдела новостей «Рустави 2» контролирует все новостные выпуски, поэтому у них был бы контроль над всеми материалами. Если бы я согласился, это было бы для них простым решением — я бы остался на своем месте, и редакционная политика бы [вроде] не изменилась, но интенсивность и качество критики снизились бы».

Он утверждал, что ему сказали, что в интересах Иванишвили освещать причастность к коррупции определенных должностных лиц, «поскольку он борется с мелкими хищениями бюджета», но есть темы, которые ему не разрешалось бы затрагивать.

Он также сказал, что планирует обжаловать увольнение в суде и создать прецедент, который не позволит новым телевизионным руководителям увольнять журналистов по их желанию.

Знакомьтесь с новым начальником

В июле Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение в пользу правительства Грузии, передачу телеканала «Рустави 2» одному из его бывших владельцев, Кибару Халваши.

Верховный суд Грузии постановил возвратить ему канал в 2017 году, но ЕСПЧ временно приостановил свое решение до рассмотрения дела.

Гварамиа, которого уволили из «Рустави 2» после решения ЕСПЧ, объявил, что он создаст новый телеканал, сказав, что «Рустави 2» обречен либо быть под контролем правительства, либо «закроется до конца года».

[Читайте подробнее на OC Media: Грузинский телеканал «Рустави 2» передадут предыдущему владельцу по решению ЕСПЧ]

Паата Салиа, который занял место Гварамиа 18 июля, несколько раз повторил, что финансовое положение компании было «печальным».

Основатели «Рустави 2» Давит Двали и Джарджи Акимидзе также заявили, что являются законными владельцами компании. 1 августа они отклонили предложение Халваши о передаче им 40 % акций телеканала, заявив, что это несправедливо, и обвинив Халваши в сговоре с Иванишвили.

После заявления Халваши о продаже «Рустави 2» адвокат Двали и Акимидзе предупредил потенциальных покупателей о том, что, возможно, их не будут считать «добросовестными покупателями».

Есть и еще одна персона, оспаривающая право собственности на «Рустави 2». Иа Кицмаришвили, жена одного из основателей канала, 12 июля обратилась в суд с требованием передать 30 % акций компании в ее собственность.

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас