Кибар Халваши продает «Рустави 2»

13 августа 2019
Кибар Халваши. (Мзиа Саганелидзе /RFE/RL)

Халваши продает оппозиционный телеканал, имеющий задолженность, менее чем через месяц после того, как стал его владельцем по решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

В заявлении, озвученном «Рустави 2» в понедельник, Халваши сказал, что компания находится на грани банкротства, и что он не может спасти ее от финансового краха.

В результате он решил продать его на аукционе «в течение недели».

Он добавил также, что готов договариваться о его продаже с кем угодно, кроме «бывшего неформального владельца «Рустави 2» и правителя [бывшего президента] Михеила Саакашвили».

Халваши, отрицая обвинения в том, что он выполнял приказ правительства задушить всем известный рупор оппозиции, принял противоречивое решение об увольнении директора «Рустави 2», Ники Гварамиа, и 18 июля  — в тот же день, когда вступил в права владения каналом — назначил на место главы компании своего адвоката.

«Я неоднократно повторял, что с момента начала тяжбы [о законном владении компанией] бывший директор «Рустави 2» использовал все способы, чтобы нанести вред компании,  — сказал Халваши в своем заявлении. — Наверняка все помнят, что с ноября 2015 года я просил назначить себя временным владельцем компании как раз во избежание ущерба [Рустави 2]».

«К сожалению, мы получили тот результат, который я и предполагал»  — добавил он.

Халваши также заявил, что в настоящее время долги «Рустави 2» составляют 70 млн. лари [24 млн. долларов США]. Из этой суммы, по его словам, 27 млн. лари (9 млн. долларов США) должны быть выплачены в государственный бюджет.

Паата Салиа, нынешний директор «Рустави 2», заявил в понедельник на брифинге по телевидению, что есть доказательства того, что Гварамиа намеренно обанкротил компанию.

«За шесть дней до объявления решения ЕСПЧ компания подписала контракт, в рамках которого обменяла принадлежащие ей уникальные архивные материалы,  на оборудование на сумму 200 000 лари [68 000 долларов США]», — сказал Салиа. Он утверждает, что стоимость оборудования значительно ниже, чем предполагаемая рыночная цена архива.

Салиа также утверждает, что право собственности на отснятый материал было передано компании «Интермедиа», один из акционеров которой, по слухам, станет директором нового телеканала Гварамиа.

Он добавил, что они будут добиваться компенсации за финансовый ущерб, предположительно причиненный Гварамиа.

В ответ  Гварамиа заявил в понедельник, что к моменту, когда он стал директором, у компании уже была задолженность в 30 млн. лари из общей суммы долга в 70 млн., тогда как дополнительный долг в 25 млн. лари стал результатом замораживания некоторых активов канала Тбилисским городским судом в 2015 году. Активы были заморожены в ответ на иск о праве собственности на канал, поданный Халваши в том же году.

Гварамиа сказал, что реальная сумма задолженности «Рустави 2» составляет 5 млн. лари [2 миллиона долларов США].

Он также предупредил, что планирует подать апелляцию в Лондонский международный арбитражный суд и потребовать 5 млн. лари компенсации. Он считает свое увольнение нарушением контракта.

Обвиняемый в «превышении должностных полномочий» 

Заявление Халваши о продаже «Рустави 2» прозвучало через четыре дня после того, как прокуратура обвинила Гварамиа в «превышении должностных полномочий». Если его признают виновным, ему грозит до пяти лет тюрьмы.

[Читайте подробности об обвинениях в адрес Гварамиа на OC Media: Бывшему гендиректору телеканала «Рустави 2» Нике Гварамиа предъявлено обвинение]

Гварамиа был освобожден 11 августа под залог в размере 40 000 лари [13 000 долларов США]. Однако он сказал, что планирует обжаловать факт назначения ему залога. Суд также запретил ему покидать Грузию без предварительного уведомления прокуратуры.

Обвинение было вынесено после того, как 2 августа Гварамиа был допрошен в Тбилисском городском суде в качестве свидетеля по делу, возбужденному государственным обвинением 20 июля.

Дело касается обвинений, выдвинутых Нино Нижарадзе, бывшей владелицей 9 % акций «Рустави 2». По словам Нижарадзе, Гварамиа принес убыток «Рустави 2» размером в 30-50 млн. лари (10-17 млн. долларов США), подписав в 2015-2017 годах невыгодное каналу соглашение с рекламными агентствами.

Согласно обвинению, агентства принадлежали «друзьям Гварамиа».

Представитель прокуратуры заявил, что возможный ущерб «Рустави 2» составил 6,8 млн. лари (2,3 млн. долларов США).

Неправительственные организации (НПО) выразили обеспокоенность по поводу возможного политического мотива ареста Гварамиа.

«Судя по обстоятельствам, дело может быть политически мотивированным и направленным на преследование оппонентов и критически настроенных СМИ»,  — говорится в заявлении, которые подписали 9 августа более дюжины НПО, среди них Фонд «Открытое общество в Грузии» и «Институт развития и свободы информации».

Кто владеет «Рустави 2»? 

Гварамиа, бывший заместитель генерального прокурора (2007–2008 гг.) и министр образования (2008–2009 гг.), стал владельцем «Рустави 2» в 2012 году, сразу после того, как «Единое Национальное Движение» (ЕНД) сменилось правящей коалицией «Грузинская мечта» по результатам парламентских выборов.

Гварамиа объявил «Рустави 2» оппозиционным телеканалом, пообещав способствовать падению Иванишвили, которого многие критики считают «неофициальным правителем» Грузии.

В июле Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение в пользу правительства Грузии, передачу телеканала «Рустави 2» одному из его бывших владельцев, Кибару Халваши.

Верховный суд Грузии постановил возвратить ему канал в 2017 оду, но ЕСПЧ временно приостановил свое решение до рассмотрения дела.

Гварамиа, которого уволили из «Рустави 2» после решения ЕСПЧ, объявил, что он создаст новый телеканал, сказав, что «Рустави 2» обречен либо быть под контролем правительства, либо «закроется до конца года».

[Читайте подробнее на OC Media: Грузинский телеканал «Рустави 2» передадут предыдущему владельцу по решению ЕСПЧ]

Паата Салиа, который занял место Гварамиа 18 июля, несколько раз повторил, что финансовое положение компании было «печальным».

Основатели «Рустави 2» Давит Двали и Джарджи Акимидзе также заявили, что являются законными владельцами компании. 1 августа они отклонили предложение Халваши о передаче им 40 % акций телеканала, заявив, что это несправедливо, и обвинив Халваши в сговоре с Иванишвили.

После заявления Халваши о продаже «Рустави 2» адвокат Двали и Акимидзе предупредил потенциальных покупателей о том, что, возможно, их не будут считать «добросовестными покупателями».

Есть и еще одна персона, оспаривающая право собственности на «Рустави 2». Иа Кицмаришвили, жена одного из основателей канала, 12 июля обратилась в суд с требованием передать 30 % акций компании в ее собственность.

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас