Сотрудники ОВГ против нулевых трудовых договоров

11 сентября 2018
(Iberia TV)

Общественный вещатель Грузии (ОВГ) объявил о планах перехода большинства сотрудников на нулевые трудовые договоры. Сотрудники протестуют. Местные правозащитные организации призвали парламент вмешаться.

9 сентября правозащитные организации Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) и Центр образования и мониторинга прав человека (EMC) опубликовали совместное заявление, в котором раскритиковали планы ОВГ.

Согласно нему, новые договора «особенно навредят» журналистам ОВГ, которым запрещено параллельно сотрудничать с конкурирующими телеканалами. Это лишит их гарантированного дохода.

Организации призвали попечительский совет канала немедленно провести промежуточное заседание, чтобы прозрачно и инклюзивно решить проблему, с привлечением всех сторон. Они призвали ОВГ остановить процесс оптимизации, по крайней мере, до тех пор, пока они не разработают «прогнозируемую и последовательную политику занятости», включая кадровый план, заработные платы сотрудников, описания их полномочий и систему оценки работы.

«Оптимизация»

3 сентября АМЮГ и EMC назвали анонсированную «оптимизацию» ОВГ «необоснованным и сомнительным» с юридической точки зрения. Сотрудники и противники этой политики считают, что с введением новых договоров есть возможность вообще остаться без гонораров.

Руководство ОВГ дало сотрудникам время до 4 сентября подписать новые договора или им придется уволиться. В качестве компенсации им выплатят зарплату за два месяца.

За день до истечения отведенного времени руководство канала сообщило, что они уволили только тех людей, «кто практически не появлялся на работе». Решение ОВГ объясняется «неэффективным и несправедливым графикам работы и сдвигами», что привело к переизбытку персона и необходимости оптимизации.

Протест в основном выразили технический персонал и редакторы — они отказались подписывать новые договора.

«Это — не GDS, это — Общественный вещатель»

В заявлении АМЮГ и EMC также было отмечено, что после избрания нынешнего директора Васила Маглаперидзе, в Общественный вещатель без каких-либо собеседований перешли десятки людей, в том числе бывшие сотрудники GDS (Georgian Dream Studios) и «Девятого канала», которые принадлежат семье председателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили.

Во время встречи 4 сентября журналист ОВГ Нино Зауташвили заявила Маглаперидзе: «Не забывайте, что это — не GDS, это — Общественный вещатель». После Зауташвили возглавили митинг перед зданием канала. Она также является лидером профсоюза в ОВГ и ведет программу «Реалури сиврце» (Реальное пространство), в которой часто поднимает вопросы плохих условий труда в стране.

5 сентября Зауташвили обратилась в парламент с просьбой распустить попечительский совет ОВГ.

В разговоре с OC Media журналист отметила, что они уже проинформировали о проблеме парламент, Народного защитника и администрацию президента, также в процесс вовлечен посредник из минтруда Иракли Хандашвили.

«Мы требуем показать нам документ о политике занятости [ОВГ] — единственную правовую основу для увольнения сотрудника. В нем будут отмечены критерии оценки сотрудников, их полномочий и т.д.; только после этого мы сможем поговорить об увольнениях», — отмечает Зауташвили.

Она добавляет, что руководство не смогло дать четкого ответа касательно того, на чем основываются новые договора, которые она назвала методом «произвольных увольнений».

«Когда директор говорит, что эти процессы, безусловно, будут продолжаться, то дело коснется более 70 сотрудников — всего 1 230 рабочих ОВГ», — говорит Зауташвили.

Несколько неправительственных организаций призывают парламент вмешаться в это дело. За совместным заявлением АМЮГ и EMC последовал пресс-релиз от «Международной прозрачности — Грузия», в котором решение ОВГ называется «неопределенным», а также считается дискриминационным в отношении отдельных сотрудников. Организация также призвала парламент действовать «согласно своим обязанностям».

Коалиция за адвокатирование СМИ (объединяет 12 местных организаций) также раскритиковала руководство Общественного вещателя, а также призвала депутатов к действиям. 3 сентября они порекомендовали ОВГ «воздержаться от принятия необоснованных решений» и попросили парламент запросить ответ касательно того, «почему попечительский совет не выполнил свои обязанности» по контролю за решением руководства.

5 сентября АМЮГ возбудила судебное дело против ОВГ за отказ в предоставлении плана по техническому переоснащению, в который должны вложить 40 миллионов лари (16 миллионов долларов). Руководство ОВГ ответило, что такого документа пока не существует, поэтому им нечего предоставить.

9 сентября аналитик Лаша Кавтарадзе написал для Media Checker, что в новостной программе ОВГ «Моамбе» не было никакого подробного освещения разногласий на собственном канале.

Разногласия на ОВГ

В последние годы в ОВГ не раз происходили разногласия, в том числе обвинения в предвзятости к правительству. В июне Коалиция за адвокатирование СМИ обвинила руководство канала в том, что они вне компании решали вопрос о том, пускать в эфир или нет расследовательский фильм про декабрьское убийство школьников. По мнению коалиции, неспособность ОВГ самостоятельно справится с этим делом говорит об «опасном прецеденте самоцензуры».

В докладе Freedom House «Свобода в мире-2018» говорится, что «политизированная редакционная политика Общественного вещателя Грузии и то, что на работу берут людей, которых считают сторонниками [бывшего премьер-министра Бидзины] Иванишвили, некоторые из них заняли руководящие должности» — одна из причин снижения рейтинга страны. С этим не согласны директор ОВГ Васил Маглаперидзе и члены правящей партии «Грузинская мечта».

В 2012 году Маглаперидзе был заместителем директора «Девятого канала», а также работал на GDS. Оппозиционная партия «Европейская Грузия» обвинила его в непрозрачных связях с правящей партией.

В феврале более 70 грузинских НПО призвали к его отставке и проведению внешнего аудита для изучения работы телекомпании за предыдущий год. Ранее госаудит выявил значительные финансовые и управленческие нарушения.

В июне прошлого года ОВГ закрыл две совместные программы с «Радио свобода» — «Цители зона» («Красная зона») и InterVIEW. Протестующие назвали это решение попыткой «подавления критических программ». Новость о закрытии всех политических программ из-за реорганизации канала и обновления оборудования была встречена резко отрицательно и ОВГ отказался от этой идеи.

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас