Ультраправый Alt-Info, стоящий за насилием 5 июля, стал «национальным вещателем»

10 сентября 2021
Фото: Alt-info

Национальная комиссия по коммуникациям Грузии (НККГ) присвоила статус «национального вещателя» телеканалу Alt-Info, обязав всех ТВ-провайдеров страны предоставить абонентам доступ к каналу. Одноимённая ультраправая радикальная группа активно участвовала в организации и координировании массовых нападений на журналистов и активистов 5 июля.

Грузинская общественная организация Media Rights сообщила, что решение государственного регулятора в сфере телекоммуникаций от 9 сентября вступит в силу с 15 сентября.

Теперь вследствие данного решения ТВ-провайдеры Silknet и Stereo+ будут обязаны начать трансляцию канала Alt-Info. Ранее Silknet, ссылаясь на «технические причины», отказывался от включения Alt-Info в перечень предоставляемых каналов. Однако после решения НККГ провайдер достиг соглашения с телеканалом.

Silknet теперь станет транслировать программы телеканала наряду с другими крупными ТВ-провайдерами страны, как Magticom и Akhali Kselebi.

Одноимённая группа, стоящая за телеканалом Alt-Info, несёт основную ответственность за мобилизацию и руководство действиями толпы, которая напала на десятки журналистов, освещавших протест против проведения шествия квир-прайда в грузинской столице. Кроме того, участники беспорядков разгромили палаточный городок антиправительственных активистов и сорвали флаг ЕС со здания парламента 5 июля.

5 июля у здания парламента разгромили палаточный городок антиправительственных активистов. Фото: Мариам Никурадзе/OC Media
Толпа нападает на журналистов возле здания парламента в Тбилиси. Фото: Мариам Никурадзе/OC Media

Действуя по аналогии с гомофобным активистом Гурамом Палавандишвили и его организацией, в Alt-Info утверждают, что группа откликнулась на призыв Грузинской православной церкви к массовому сбору на проспекте Руставели с целью предотвращения запланированного шествия членов ЛГБТ-сообщества.  Несмотря на ряд заявлений со стороны церкви против насилия, многие священнослужители присоединились к протестной акции, при этом некоторые из них открыто призывали к применению насилия или сами прибегали к нему.

Телеканал Alt-Info появился на экранах телевизоров грузин в январе, вскоре после того, как в октябре прошлого года Facebook провёл массовую чистку связанных с ним аккаунтов с последующим удалением ещё большего числа подобных страниц в июле.

Несмотря на использование мессенджеров и YouTube, а также слабое присутствие в Facebook, Alt-Info успешно получил лицензию на вещание от НККГ в январе. Вскоре в том же месяце организация смогла запустить собственный кабельный телеканал.

Обязательное вещание

Alt-Info добавился права на телевещание, опираясь на успешную кампанию «Это касается и тебя» последних лет руководства страной Михеила Саакашвили и «Единого национального движения». 

На фоне тогдашнего «закручивания гаек» в отношении частных телеканалов, критиковавших власть, принцип «обязательного вещания» обязал ТВ-провайдеров транслировать все каналы с новостными программами.

«Принцип обязательного вещания является особым общественным благом [...] и инструментом поддержки свободы высказываний», — сказала в разговоре с OC Media директор Media Rights Натиа Капанадзе.

Она подчеркнула, что в подобных случаях важно, чтобы власти отреагировали на инциденты с организованным насилием и призывами к нему, которые «прозвучали по общедоступным каналам 5 и 6 июля». 

Капаназде добавила, что госрегулятор упустил возможность полноценно выполнить свои обязательства 9 сентября. Кроме того, она раскритиковала НККГ за «наивное» решение о неприменении санкций в отношении Alt-Info за его передачи во время недели «Тбилиси прайд».

Фото: Натиа Капанадзе. Фото: «Радио Свобода»

Национальная комиссия по коммуникациям Грузии, однако, оштрафовала телеканал на ₾2500 ($800) в апреле за дискриминационные высказывания в прямом эфире и пропаганду насилия среди несовершеннолетних. При этом регулятор воздержался от штрафов в отношении Alt-Info за передачи в эфире канала в июле, хотя НККГ признала факт наличия в них контента «непристойного» характера.

Капанадзе также раскритиковала комиссию за присвоение Alt-Info статуса национального вещателя без тщательной проверки финансового положения телеканала для работы в данном качестве.

«НККГ склонна к предвзятости и зачастую проявляет излишнюю строгость в отношении телекомпаний с независимой редакционной политикой, к которым она часто применяет санкции, как мы могли видеть в прошлом году». 

Капанадзе указала на решение НККГ не выдавать аналогичные лицензии национального вещателя «Общественной организации Земо Сванети» и базирующейся в Квемо-Картли организации Kali da Samkaro ("Женщина и мир").

«НККГ назвала ряд оснований для отказа [в выдаче лицензий], включая отсутствие финансов для решения технических трудностей».  

Обвинения не предъявлены

Другие видные защитники свободы СМИ в Грузии, в том числе «Фонд развития медиа» (ФРМ) и «Грузинская хартия журналистской этики», выступают против пересмотра принципа обязательного вещания. Они предостерегают, что отмена данного правила может быть использована против плюрализма СМИ.  

Правильным ходом действий, как считает большинство сторонников свободных СМИ, было бы преследование следственными и надзорными структурами призывов и актов насилия в индивидуальном порядке.

Критики грузинских властей, однако, сомневаются, что правоохранительные органы будут этим заниматься, и указывают на правительство «Грузинской мечты», которое само отметилось подобной риторикой против СМИ.

[Читайте далее: «Грузинская мечта» продолжает кампанию против СМИ]

Константине Моргошиа, основатель и ведущий Alt-Info, лично возглавил и повёл марш сотен человек к офисам либерального движения «Позор», в ходе чего нападению подвергся оператор Александре Лашкарава, скончавшийся спустя шесть дней при невыясненных обстоятельствах.

В последующих передачах лидеры Alt-Info выступили с оправданиями своих действий, а Моргошиа тем временем поклялся «полностью избавить» грузинскую сетку телевещания от либеральных СМИ, если он придёт к власти.

1 сентября журналисты-расследователи из ifact.ge установили личности 36 человек из организации Alt-Info, известной также как «Альтернативная Грузия», которые, возможно, причастны к июльским беспорядкам.

Константине Моргошиа. Фото: Instagram

Несмотря на непродолжительное задержание, допросы, а также обыски жилищ, лидерам Alt-Info, включая Моргошиа, не было предъявлено никаких обвинений. Официального обвинения избежал и Зураб Махарадзе из Alt-Info, которого Народная защитница Грузии Нино Ломджариа призывала привлечь к ответственности за призывы к насилию.

Правоохранительные органы также отказались от проведения расследования в отношении министра культуры Теа Цулукиани за кражу микрофона журналистки Mtavari.

 

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас