Уволенные работники Iberia TV заявили, что компания использовала их для деловых интересов

5 декабря 2018
Протест бывших сотрудников Iberia TV в октябре («Радио Свобода»)

Бывшие сотрудники Iberia TV открыто раскритиковали владельцев канала, гражданина России и Великобритании Зазу Окуашвили и его жену, грузинского парламентария Нато Чхеидзе, утверждая, что их использовали в финансовой конфронтации с правительством. Они потребовали выплатить невыплаченные зарплаты и компенсацию после массовых  увольнений с телекомпании.

«Мы сражались и, в конце концов, оказались на улице, и никто даже не поблагодарил нас», — пожаловался бывший глава службы новостей Iberia TV Вахо Хумзиашвили на пресс-конференции 26 ноября.

В феврале Хумзиашвили, создатель ток-шоу «Свободное пространство» на канале, обвинил правительство в оказании финансового давления на Omega Group для того, чтобы повлиять на «свободную редакционную политику» канала.

В состав холдинга Omega Group входят Iberia TV, а также табачная компания Omega Group Tobacco, автодилер Omega Motors и другие.

10 сентября журналисты Iberia TV начали митинг у здания правительственной канцелярии против давления со стороны правительства.

«Руки прочь от Iberia TV». Протест в здании правительственной канцелярии 10 сентября (Мари Никурадзе /OC Media)

Бывшая телеведущая Iberia TV Тамар Урушадзе сообщила Palitra News, что некоторые журналисты участвовали в протесте по принуждению, чтобы получить часть невыплаченных зарплат.

Несколько месяцев спустя, 26 ноября, Хумзиашвили заявил, что он молчал почти полтора месяца, отметив, что бывшие сотрудники Iberia TV все еще находятся «в тяжелом положении», им не на что кормить свои семьи и выплачивать кредиты.

Журналисты подают иски

Бывший корреспондент Iberia TV Тамар Шарикадзе была на седьмом месяце беременности и готовилась к декретному отпуску, когда 22 октября ее уволили вместе с 79 другими сотрудниками.

Шарикадзе — одна из 27 бывших сотрудников Iberia TV, включая репортеров и операторов, которых представляет правозащитная группа Ассоциация молодых юристов Грузии (GYLA).

Адвокат бывших сотрудников Iberia TV Мариам Гогосашвили сказала OC Media, что журналистов уволили одновременно, однако телекомпания оплатила им последнюю неделю работы.

По словам адвоката, в соответствии с трудовым кодексом Грузии телекомпания обязана выплатить им двухмесячную зарплату в течение месяца после увольнения без предварительного предупреждения, однако пока неизвестно, как собирается поступить Iberia TV.

На прошлой неделе Хумзиашвили подверг критике основательницу Iberia TV Нато Чхеидзе, которая, по его словам, сказала уволенным журналистам, чтобы они обращались за своей зарплатой к правительству.

«Журналистам нужно требовать зарплаты не от политиков, а от их работодателя», — заявил Хумзиашвили.

«Я сам также планирую отдельно подать в суд [на Окуашвили] за нарушение закона о личной информации, озвучив сумму моей зарплаты в прямом эфире 26 ноября в интервью с TV Pirveli», — сказал Хумзиашвили OC Media.

Других уволенных журналистов Iberia TV представляет ​​Конфедерация профсоюзов Грузии (GTUC).

Адвокат GTUC Тамар Сурмава рассказала OC Media, что они изучили это дело и планируют подать жалобу от имени 39 бывших сотрудников телеканала с требованием компенсации за их неожиданное увольнение, а также возмещения потерянных зарплат.

По словам Сурмавы, GTUC в настоящее время участвует в начальных этапах судебного разбирательства и ожидает услышать ответ Iberia TV  после того, как компания представит ответ на жалобу журналистов к середине декабря.

Сурмава подтвердила, что Iberia TV назвала причиной увольнений «финансовые проблемы» .

Iberia TV не ответила на запрос прокомментировать эту ситуацию.

В ходе скандала с аудиозаписями журналисты столкнулись с неопределенностью

После того, как журналисты Iberia TV обвинили правительство в давлении на телекомпанию, владельцы каналов, принадлежащие Omega Group, заявили, что они стали жертвами демпинга, в результате которого, после того, как многонациональная компания British American Tobacco продала свою продукцию на рынке по более низкой цене, они понесли убытки в размере 100 миллионов долларов. Они утверждают, что потери грозили всем их компаниям, включая Iberia TV.

В начале сентября власти захватили активы компании, утверждая, что Omega Group задолжала 50 млн. лари (19 млн. долларов США) за неуплаченные налоги и не уложилась в сроки после предоставления плана платежей.

Через несколько дней, 10 сентября, Iberia TV, а затем и оппозиционный телеканал «Рустави-2», начали публиковать серию аудиозаписей, на которых бывшие и настоящие высокопоставленные чиновники были задействованы в вымогательстве дорогих автомобилей и денег у Omega Group.

Согласно записям, власти через посредников также требовали, чтобы холдинг отказался от Iberia TV в обмен на списание налоговых долгов компании.

Окуашвили заявил, что Бидзина Иванишвили, бывший премьер-министр Грузии и нынешний председатель правящей партии «Грузинская мечта», замешан в рэкете, и что Иванишвили потребовал от него 4 миллиона лари (1,8 млн. долларов США) при встрече в апреле 2016 года.

Власти опровергли обвинения Окуашвили и утверждали, что протесты журналистов в начале сентября не имеют никакого отношения к свободе СМИ, и что виноваты в этом финансовые проблемы Omega Group.

В середине октября, в разгар продолжающегося скандала об обвинении правительства в вымогательстве денег у владельца Omega Group, операторы и редакторы новостного отдела Iberia TV объявили забастовку, заявив, что телекомпания должна им выплату.

[Подробнее о скандалах с аудиозаписями в Грузии: Аналитика | Скандалы с аудиозаписями в Грузии говорят о том, что что-то прогнило в политической верхушке страны]

16 октября, менее чем за две недели до первого тура президентских выборов, Iberia TV прекратила трансляцию новостных программ и политических ток-шоу, а на экране значилась надпись «правительство закрыло Iberia TV».

Несколько дней спустя Иберия уволила журналистов новостного отдела, сославшись на финансовые проблемы из-за правительства.

Выступая 25 ноября в Palitra News, бывший журналист Iberia TV Урушадзе утверждал, что у них все еще достаточно ресурсов для продолжения трансляции новостных программ, несмотря на забастовку, однако компания все равно решила приостановить их выпуск.

«Они не хотели, чтобы компания продолжала работать», — сказал Урушадзе.

Выступая сегодня в СМИ, Окуашвили обвинил Службу госбезопасности в участии в забастовке журналистов.

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас