Власти Грузии проверяют медиахолдинг Palitra Media

27 сентября 2018
(Palitra.ge)

Прокуратура Грузии запросила у медиахолдинга Palitra Media передать им все документы, связанные с их юридической, бухгалтерской, финансовой и экономической деятельностью за последние четыре года. Palitra Media заявила, что в понедельник на основании решения суда следователи посетили издательство «Колорпак» и потребовали документы и корреспонденцию с начала 2014 года по сентябрь текущего года.

Palitra Media — один из крупнейших медиахолдингов в Грузии, владеет десятками печатных, интернет, радио и телевизионных СМИ, включая телеканал «Палитра ньюс», информационное агентство «Интерпрессньюс» и газету «Квирис палитра». Компания также владеет несколькими компаниями по  интернет-торговле, веб-разработке и маркетингу, а также сетью популярных книжных магазинов «Библуси».

Palitra Media заявляет, что, хотя они могут обжаловать решение суда, они собирались сотрудничать с властями и передать все запрошенные документы в течение нескольких дней.

В своем заявлении во вторник компания сравнила запрос с «тщательной проверкой» правительства в 2011 году. Palitra Media утверждает, что тогда они «подтвердили законность и прозрачность своей деятельности». Они отметили, что сейчас также ожидают аналогичных результатов.

В июне 2011 года Служба доходов Грузии одновременно проверила шесть компаний, принадлежащих Palitra Media. Сообщается, что это произошло на основе произвольно сгенерированной выборки компьютерной системой. В результате аудита производственные объекты холдинга были временно закрыты.

Во вторник в интервью телекомпании «Пирвели» спикер парламента Иракли Кобахидзе заявил, что не знает подробностей дела, но отметил, что прокуратура и МВД готовы ответить на вопросы.

Прокуратура заявила, что уголовное подразделении по борьбе с коррупцией посетило «Колорпак» для расследования дела о «возможном хищении государственных средств в особо крупных размерах».

Власти утверждают, что они расследуют возможное незаконное присвоение государственных субсидий на сумму в 1,6 миллион долларов США в рамках программы «Производи в Грузии» в 2014 году. Это программа работает при Министерстве экономики и оказывает финансовую поддержку бизнес-инициативам в стране.

Прокуратура подчеркнула, что им нужны только финансовые документы «Колорпак» касающиеся субсидий. Это не помешает работе издательства.

Причастность бывшего министра

Проверка произошла спустя два месяца после того, как проект ifact.ge заявил о предполагаемых коррупционных связях между «Колорпак» и родственниками бывшего министра экономики Димирия Кумсишвили.

Кумишвили был министром экономики в 2015-2016 годах и 2017-2018 годах, в промежутки занимал пост министра финансов. До прихода к власти он был директором по развитию бизнеса в Palitra Media.

Согласно июльскому отчету ifact.ge, в рамках программы «Производи в Грузии» две компании «Сделано в Грузии №1» и «Колорпак» получили кредиты в размере 1,1 миллиона долларов США от банка «Карту». «Карту» принадлежит семье бывшего премьер-министра Грузии и нынешнего председателя партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили.

В отчете сказано, что шурин Кумсишвили был деловым партнером Давида Бегиашвили — советника «Сделано в Грузии №1», а также мужем главы Национального агентства государственной собственности, существующее при министерстве Кумсишвили. Владелец «Колорпак» Иракли Тевдорашвили также является двоюродным братом жены бывшего министра.

Ifact.ge утверждает, что «Производи в Грузии» покрывает проценты по кредитам в течение двух лет, и обе компании вместе с третьей — «Эдлайн», принадлежащие Тевдорашвили, во время правления Кумсишвили выиграли несколько государственных тендеров.

Директор «Колорпак» Гиорги Жоржолиани отреагировал на отчет и заверил общественность, что компания выиграла тендеры без лоббирования Кумсишвили. Во вторник в интервью «Палитра ньюс» Жоржолиани отметил, что «программа [субсидий] закончилась в 2016 году. Буду признателен, если [власти] объяснят зачем им документация до 2018 года».

Проблемы со свободой СМИ

В отчете касательно развития демократии в странах переходного периода за 2018 год Freedom House снизил рейтинг Грузии по сравнению с предыдущим годом, отметив «консолидацию собственности среди проправительственных частных телевизионных каналов».

Ряд международных правозащитных организаций, в том числе Human Rights Watch и Amnesty International, выразили озабоченность по поводу возможного вмешательства правительства в деятельность СМИ Грузии. Они ссылаются на спор о собственности на телеканале «Рустави-2»; предполагаемое давление со стороны правительства на телеканалах «Иберия» и «Пирвели»; спорные решения, принятые новой администрацией Общественного вещателя Грузии; а также недавний скандал, связанный с аудиозаписями разговоров, где якобы бывший министр спорта вымогает от Omega Group машины для Кумсишвили и других чиновников.

Владелец Omega Group Заза Окуашвили падал на чиновников (в том числе на Бидзину Иванишвили и Димитрия Кумсишвили) в Лондонский суд международного арбитража.

СМИ предполагают, что проверка в Palitra Media может быть связана с бывшим министром экономики. В июле Бидзина Иванишвили не взял Кумсишвили в новый кабинет министров. Вернувшись в политику, Иванишвили не раз нападал на Кумсишвили и бывшего премьер-министра Гиоргия Квирикашвили за их якобы неспособность устранить чрезмерную задолженность и нищету в стране.