Журналисты Аджарского общественного вещателя протестуют против «вмешательства» нового директора

7 декабря 2019
Сотрудники Аджарского Общественного вещателя протестуют возле офиса телеканала. Фото: АджараТВ

Журналисты Аджарского общественного вещателя провели в среду уличную акцию протеста против нового директора, которого они обвинили в цензуре.

«Мы работаем для народа, а не для директора», — заявили журналисты, работающие на Аджарском Общественном вещателе, в заявлении, зачитанном вслух во время демонстрации возле офиса телеканала в Батуми 4 декабря.

Работники СМИ в финансируемой государством компании в Автономной Республике Аджара утверждают, что недавно избранный директор телекомпании, Гиорги Кохреидзе, попытался вмешаться в их редакционную независимость для освещения в пользу правящей партии «Грузинская мечта».

Кохреидзе был избран большинством из пяти членов консультативного совета. Три члена, которые одобрили его кандидатуру, были назначены в правление партией «Грузинская мечта».

Лозунги «Считайтесь с нами», которые держали в руках сотрудники Общественного вещателя, прочитанные во время их протеста в среду, говорят о том, что недовольных новым директором было не меньшинство, как утверждал Кохреидзе.

Многие сотрудники, работающие над новостными и телевизионными программами, подозревали, что избрание Кохреидзе будет означать проправительственную цензуру в Общественном вещателе.

30 октября журналисты телевидения Аджара собрались перед камерами в студии, чтобы предупредить начальство о том, что они не будут ставить под угрозу свою независимость.

Конфликт между Кохреидзе и персоналом достиг своего апогея после того, как он неоднократно настаивал на том, что редакция «предвзята» в своих репортажах и «не сбалансирована» в своих ток-шоу.

В феврале миссия ОБСЕ / БДИПЧ, которая наблюдала за президентскими выборами в Грузии в октябре-ноябре 2018 года, назвала Аджарский Общественный вещатель «единственной телевизионной станцией, предлагающей зрителям общую сравннительную оценку платформ-конкурентов».

«Атмосфера»

Протестующие сотрудники заявили 4 декабря, что их беспокойство о перспективе политической цензуры начала нарастать, когда в свой первый рабочий день директор Гиорги Кохреидзе обвинил персонал в том, что государственные должностные лица отказываются принимать участие в их программах.

«Вы создаете атмосферу, после которой люди отказываются участвовать в программе […] Если кто-то не приходит в ваш дом, чья это вина — ваша или их?», — спросил Кохреидзе во время прямой трансляции 22 ноября.

Критика Кохреидзе его редакции произошла после серии обвинений, выдвинутых против них членами правящей партии.

14 ноября бывший спикер парламента Грузии и высокопоставленный чиновник «Грузинской мечты» Иракли Кобахидзе призвал Теону Бакурадзе, ведущую программы новостей в прайм-тайм «О главном», «дистанцироваться» от Единого национального движения (ЕНД), бывшей правящей партии Грузии. 

Месяцем ранее лидер парламентского большинства Гия Вольски пригрозил отменить парламентскую аккредитацию репортера телевидения Аджары, из-за того, что она «преследовала» его с целью получить ответы.

Еще в июле председатель правящей партии и бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили назвал телевидение Аджары «веткой «Рустави-2»», который в то время была главным оппозиционным телеканалом.

«Рустави-2» с тех пор смягчил критику правящей партии после того, как в июле бывший владелец Кибар Халваши получил право собственности на телеканал.

[Подробнее на OC Media: Грузинский телеканал «Рустави 2» передадут предыдущему владельцу по решению ЕСПЧ]

Последние семь месяцев

В своем заявлении от 4 декабря сотрудники сообщили, что они внимательно следят за событиями в Общественном вещателе в течение последних семи месяцев, «после импичмента [предыдущего] директора Натии Капанадзе».

Натиа Капанадзе была снята с должности Консультативным советом Общественного вещателя в апреле, что, по мнению наблюдателей СМИ как в Грузии, так и за ее пределами, представляло риск для редакционной политики компании.

[Подробнее на OC Media: Натиа Капанадзе освобождена от должности директора Аджара ТВ]

Во время акции протеста 4 декабря журналисты потребовали от Кохреидзе прекратить выдвигать против них «необоснованные обвинения» и «шантажировать» их.

Обвинения в шантаже появились после того, когда Кохреидзе заявил, что заместитель директора канала Натиа Зоидзе «передала архив Аджара ТВ». Он утверждал, что она подлежит уголовному преследованию за это действие.

Кохреидзе пообещал 30 ноября представить более подробную информацию о своем обвинении «в ближайшее время».

Натиа Зоидзе и другие журналисты заявили в среду, что первое, что сделал новый директор после своего назначения, — это попытался пересмотреть контракт Зоидзе и уменьшить ее контроль над редакцией телекомпании.

Зоидзе исполняла обязанности директора с увольнения Капанадзе в апреле.

«Я чувствую запах цензуры»

«Почему я больше не хочу входить в студию? Ответ прост — я чувствую запах цензуры», — написала в Facebook телеведущая Аджара ТВ Теона Бакурадзе за день до митинга.

После протеста 4 декабря Народный защитник Грузии Нино Ломджариа заявила, что она обеспокоена «тревожными» заявлениями журналистов. Ломджариа предупредила, что продолжающийся конфликт повлияет на свободу СМИ в Грузии.

Ранее на этой неделе представители Хартии журналистской этики Грузии провели встречу с Кохреидзе и членами консультативного совета телевидения Аджары, чтобы обсудить опасения и ожидания работающих там журналистов.

Руководитель хартии Гиорги Мгеладзе сказал OC Media, что в течение нескольких дней после избрания Кохреидзе сотрудники сообщили руководству о конкретных программах, которые заставили их думать, что новый директор «вмешался в редакционную политику».

«И консультативный совет, и директор сказали нам, что эти опасения беспочвенны, что они не собираются менять критическую политику канала», — сказал Мгеладзе. «Но убедило ли меня это? Нет».

«Я думаю, что редакционная политика телевидения Аджары находится под угрозой», — добавил он.

Он сказал, что, по его мнению, в избрании Кохреидзе замешано правительство Грузии.

«Предыдущий совет не смог избрать директора, и внезапно, когда появился новый консультативный совет, большинство из которых поддерживаются правительством, директор был избран без заминок», — сказал он.

По его словам, они согласились с вмешательством Хартии в случае возникновения вопросов, касающихся давления на журналистов, и что жалобы на содержание вещателя должны обсуждаться в рамках механизма саморегулирования.

«Мы сказали директору, что он не может вмешиваться в содержание, закон не позволяет ему этого. Более того, незаконно вмешиваться в медиа-контент», — сказал Мгеладзе.

Свобода прессы

Грузия заняла 60-е место среди 180 стран в Всемирном Индексе свободы прессы 2019 года по версии «Репортеров без границ».

В докладе грузинская медиа-среда описывается как «плюралистическая, но все еще очень поляризованная».

«Реформы последних лет привели к улучшению прозрачности владения средствами массовой информации и плюрализма спутникового телевидения, но владельцы часто по-прежнему обращают внимание на редакционный контент», – говорится в докладе.

«В течение последних 10 лет каждое правительство пыталось создать благоприятную среду для СМИ», — сказал Мгеладзе. «Правительства всегда пытаются расширить возможности лояльных им изданий и таким образом выиграть выборы. «Грузинская мечта» не является исключением».

Бескомпромиссная, независимая журналистика

Скажем честно, ситуация со СМИ на Кавказе безрадостная. Каждый день нас обвиняют в том, что мы «служим врагу», кем бы он ни был. Наших журналистов преследовали, арестовывали, избивали, им приходилось менять место жительства. Но мы стойко держимся. Для нас это любимая работа. К сожалению, OC Media не может держаться на одной только любви, — журналистика стоит дорого, а финансирование ограничено. Наша единственная миссия — служить интересам всех народов региона. Поддержите нас сегодня и присоединитесь к нам в борьбе за лучший Кавказ.

Поддержать нас